На главную Отправить письмо Карта сайта

ВАШ БЛОК

03-list-osova

382301003_5

382301003_5

карта сайта

 

Главная / Новости

Новости

« Все новости

Политика на рынке труда 12.03.2016 06:05

Российская модель рынка труда есть во многом продукт, с одной стороны, недостаточности экономической конкуренции, благодаря которой на рынке труда сохраняется значительное число неэффективных рабочих мест, в том числе в бюджетном секторе. С другой стороны, это ответ на избыточно жесткое трудовое законодательство и политику региональных властей, вследствие чего издержки вынужденных увольнений остаются на очень высоком уровне.
 
За прошедшие два десятилетия в России сложилась специфическая модель рынка труда, отличная от классической. Ее ключевая особенность состоит в том, что приспособление в периоды экономических спадов и подъемов происходит не столько за счет изменений в занятости и безработице, сколько за счет адаптации оплаты (цены) труда и продолжительности рабочего времени. Такая модель благодаря отсутствию резких скачков в безработице обеспечивает некоторую социальную стабильность, но консервирует неэффективные институты рынка труда, занятость и структуру рабочих мест. С ней же связан отмеченный ранее рост неформальной занятости.
 
В этих условиях действия государства должны быть прежде всего сконцентрированы в сфере экономического регулирования: чем выше будет уровень экономической свободы и конкуренции, чем лучше деловой климат, тем более качественными будут создаваемые на рынке труда рабочие места. В рамках политики на рынке труда государство обладает ограниченными возможностями по улучшению ситуации в сфере занятости и оплаты труда.
 
Тем не менее есть несколько способов повысить эффективность функционирования российского рынка труда в среднесрочной перспективе, которые в равной степени важны при реализации любого сценария экономического развития.
Во-первых, совершенствование законодательного регулирования рынка труда в направлении снижения издержек по созданию «хороших» рабочих мест и учета растущей гибкости и неоднородности рынка труда.
Во-вторых, следует обеспечить максимально возможную информационную прозрачность рынка труда, которая может положительно влиять на поведение контрагентов и существенно повысить обоснованность выбора мер политики на рынке труда.
В-третьих, задача государства — повысить институциональный потенциал органов государственной службы занятости. Служба занятости выступает ключевым государственным институтом прямого влияния на зарегистрированную безработицу через реализацию как пассивной, так и активной политики на рынке труда. Кроме того, служба занятости — единственный государственный институт, служащий информационным проводником между участниками рынка труда.
В-четвертых, необходимо обеспечить инструменты по адаптации профессиональных умений работников к меняющимся потребностям экономики. Фактически речь идет о начавшейся реформе в области профессий и квалификаций работников.
 
Меры в рамках этих направлений создают базовые условия для других элементов политики на рынке труда. Например, меры по профессиональному переобучению, сокращению молодежной незанятости, поддержке внутренней миграции и другие предполагают наличие сильных и компетентных региональных служб занятости, информационную прозрачность рынка труда и наличие четких, выполнимых и обязательных для всех правил.
1. Совершенствование законодательного регулирования рынка труда
Жесткость регулирования занятости и высокие издержки, связанные с увольнениями по экономическим причинам, являются причиной многих проявлений низкой эффективности российской модели рынка труда. Наряду с избыточным регулированием Трудовой кодекс содержит многочисленные противоречия с другими разделами законодательства, соблюдается не полностью, выборочно. Поэтому совершенствование трудового законодательства должно идти прежде всего по пути упрощения норм Трудового кодекса, устранения многочисленных внутренних нестыковок, отказа от откровенно нерациональных норм (например, поддержки донорства за счет предприятий), а также восполнения явных пробелов (например, неурегулированность вопроса о дистанционном труде и др.).
 
Регулирование занятости должно стать более прозрачным и менее обременительным. Издержки вынужденных увольнений должны быть снижены. Одновременно следует повысить эффективность механизмов контроля за их соблюдением, обеспечивая полное выполнение норм. Кроме того, трудовое законодательство следует дополнить нормами, обеспечивающими институциональное разнообразие форм занятости (заемного труда, дистанционной занятости, гибких графиков, неполного рабочего времени). Это отвечает требованиям постиндустриальной экономики и позволяет привлечь на рынок труда молодежь, женщин с маленькими детьми, пенсионеров, у которых уровни занятости остаются относительно невысокими.
 
2. Информационная прозрачность рынка труда
Совершенствование статистической информации позволит сформировать систему оценки состояния и перспектив развития рынка труда и его профессиональных сегментов, а также эффективную и доступную систему информирования работодателей, работников и образовательных учреждений о количественных и качественных характеристиках спроса и предложения на рабочую силу.
 
В части создания условий по повышению информационной прозрачности рынка труда особое внимание необходимо уделить поддержке регулярного ежемесячного обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) как основного источника информации о предложении труда. Крайне актуальным остается включение в него ежеквартального модуля о заработной плате и доходах от самозанятости.
Также было бы крайне полезно создать систему мониторинга динамики и структуры спроса на труд с использованием собираемых Росстатом статистических форм по организациям либо на основе специальных обследований. Заслуживает внимания улучшение статистики занятости по профессиям, в том числе связанное с ее глубиной и достоверностью (например, в части данных о численности занятых по профессиям в разрезе видов экономической деятельности и субъектов Российской Федерации, надежности данных на втором и третьем уровнях Общероссийского классификатора занятий).
 
С учетом работы по улучшению качества сайтов «Работа в России» и «Атлас профессий» было бы полезно создать общенациональный портал информирования и удаленного консультирования по вопросам профессиональной подготовки, рынка труда, развития карьеры и занятости, соответствующего лучшим мировым образцам. В данном контексте необходимо развернуть работу по оценке количественных и качественных тенденций в занятости по профессиям на среднесрочную и долгосрочную перспективу (динамика численности, рабочие места, безработица, заработная плата, перемены в наборе и содержании трудовых функций и т.д.).
 
По сравнению с нынешней ситуацией более надежная, объективная и своевременная информация должна поставляться и службами занятости. В этой связи следует подчеркнуть, что по соотношению затрат и результатов информационная поддержка рынка труда оказывается дешевле и эффективнее других направлений активной политики, включая обучение.
 
Наконец, нельзя недооценивать важность поддержки всесторонних исследований рынка труда, основанных на качественной статистической информации и современных методах статистического и экономического анализа. Государственная политика на рынке труда должна опираться на результаты этих исследований и продумывать последствия принятия тех или иных решений еще на этапе их планирования.
 
3. Повышение институционального потенциала органов государственной службы занятости
Наряду с повышенной гибкостью заработной платы еще одной особенностью российского рынка труда выступает отставание уровня зарегистрированной безработицы от уровня безработицы по методологии МОТ. Спрос на услуги социальной защиты безработных искусственно сдерживается низким уровнем пособия по безработице, незначительным объемом вакансий, проходящих через государственные службы занятости, и преобладанием в их составе рабочих мест с низкой квалификацией или низким уровнем оплаты труда. Низкому спросу на услуги государственной службы занятости способствует и упомянутое выше сдерживание высвобождения рабочей силы.
 
Вместе с тем если меры по улучшению делового климата и совершенствованию трудового законодательства будут реализованы, то спрос на активные и пассивные программы занятости возрастет. Поэтому независимо от сценария экономического развития, но особенно в условиях роста макроэкономических рисков государству следует усилить роль государственной службы занятости, превратив ее в полноценного посредника рынка труда. Так, в периоды роста безработицы и в регионах ее концентрации оправдан акцент на поддержку зарегистрированных безработных. В периоды и в регионах относительного благополучия акцент смещается на поддержку работодателей, стремящихся заполнить вакансии, а также на помощь гражданам, планирующим изменения в своей карьере.
 
В части пассивной политики на рынке труда мы полагаем, что размер пособия по безработице должен быть пересмотрен в сторону повышения (возможно, в первую очередь в отношении работников, попавших под коллективные увольнения). Это увеличение должно проводиться одновременно с установлением более жестких условий для получателей пособий в части удержания их контактов с рынком труда и возвращения к работе, а также с обеспечением жесткого контроля над законностью получения гражданами пособий по безработице. Возможно, имеет смысл восстановление системы, существовавшей до передачи полномочий на региональный уровень. В частности, следует проанализировать вопрос о переводе пособий по безработице на страховые принципы. Усиление пассивной политики на рынке труда позволит одновременно аккумулировать безработицу в службах занятости, с тем чтобы через подобранные программы и услуги влиять на ее объем и уровень.
 
Рост спроса на активные программы занятости потребует увеличения спектра и диверсификации услуг государственной службы занятости, расширения ее целевой аудитории. Активные программы, реализуемые этой службой, должны быть сфокусированы на повышении эффективности соединения всех работников (а не только зарегистрированных безработных) и рабочих мест на рынке труда. В этих целях необходимо вернуться к вопросу о совершенствовании законодательной базы (Трудового кодекса и Закона о занятости населения в РФ).
 
Среди активных мер на рынке труда, реализуемых службой занятости, приоритет должен отдаваться посредничеству в трудоустройстве. Одно из перспективных направлений в этой области — межрегиональные услуги гражданам и организациям, связанные с поддержкой внутренней трудовой миграции. Прежде всего это услуги информационного характера (сведения о вакансиях, о работниках, желающих сменить место работы, о возможностях обучения и т.д.). Кроме того, возможно предоставление более широкого пакета услуг (подбор работодателя или работника, обучение и т.д.).
 
На базе органов службы занятости может быть развернута и сеть профориентации и профессионального консультирования молодежи и взрослого населения (не только безработных и учащейся молодежи), включая применение интернет-ресурсов. Большое значение имеет опережающее консультирование работников с высоким риском увольнения или желающих сменить место работы.
 
За последние 20 лет служба занятости сформировала достаточный набор активных мер политики занятости, сопоставимый с мерами, имеющимися в странах с развитой экономикой. Вместе с тем отсутствует научно обоснованная система оценки их эффективности. В этой связи приоритетом является создание методологии, технологии и информационного обеспечения для независимой (вне Роструда) оценки активных программ на рынке труда, а также для решения другой задачи — оценки качества предоставляемых услуг.
 
Следует отметить, что в настоящее время оценка эффективности активной политики занятости затруднена в силу недостаточности информационной базы. Ведомственная отчетность служб занятости не предусматривает сбора данных об участии приоритетных (целевых) групп в таких активных программах на рынке труда, как организация социальной адаптации безработных граждан, профессиональная ориентация граждан, психологическая поддержка безработных граждан, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан (профессиональное обучение), включая обучение в другой местности, организация проведения оплачиваемых общественных работ. Фрагментарны также и статистические данные о результатах участия граждан в основных программах.
 
Представляется целесообразным настроить формы статистической отчетности для отражения в них потоков безработных в ежемесячном режиме.
 
4. Реформа в области профессиональных квалификаций
В последние несколько лет в России формируются основные элементы новой национальной системы квалификаций, которая призвана достичь большего соответствия между текущими и перспективными потребностями рынка труда и системой профессионального образования и обучения, а также предоставить возможности для граждан подтвердить свою квалификацию через независимые и пользующиеся доверием центры сертификации. Создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, упорядочивается деятельность по разработке профессиональных стандартов, формируются правовые основы и институциональные механизмы независимой системы сертификации квалификаций, профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения.
 
Вместе с тем ряд вопросов требует дополнительного уточнения. Прежде всего требуется ввести новые термины для понятия квалификации, которое применяется в системе образования (возможно, заменить на «степень»), в организациях (например, заменив на «тарифно-квалификационные разряды») и в сфере труда. С позиции рынка труда квалификация — это официально подтвержденное (в виде диплома, сертификата, степени) наличие у лица умении, соответствующих требованиям к выполнению определенных трудовых функций (требованиям профессионального стандарта), сформированных в процессе образования, обучения (включая неформальное и спонтанное) и приобретенных в ходе трудовой деятельности.
Связанное с квалификацией понятие — результаты обучения. Результаты обучения — это индивидуальные достижения, знания и практические умения, приобретенные и продемонстрированные человеком после успешного завершения обучения (например, отдельного модуля или образовательной программы в целом, неформального обучения). В самих результатах обучения заложены критерии оценки, по результатам которой осуществляется их официальное признание. Результаты обучения, соответствующим образом структурированные и сгруппированные, представляют собой квалификацию. Оценка результатов обучения лежит в основе присуждения квалификаций и выдачи соответствующего сертификата/свидетельства/диплома.
 
Структурированное по уровням описание официально признаваемых квалификаций представляет собой рамку квалификаций. Она обеспечивает взаимосвязь результатов обучения и дипломов, свидетельств, сертификатов. Для установления основного набора уровней могут использоваться две основные характеристики систем квалификаций. Первая — это иерархия квалификаций, а вторая — инфраструктура системы образования.
 
Рамки квалификаций Великобритании и Ирландии могут служить типичным примером первого подхода, а использование инфраструктуры системы образования характерно для современного состояния в области квалификаций в России. Во втором случае устанавливаются не столько уровни квалификации, сколько сегменты системы образования (уровни образования), в каждом из которых присуждаются соответствующие дипломы. Однако при этом ряд форм обучения не встроен данную иерархию (например, программы профессиональной подготовки, программы непрерывного профессионального бучения).
 
Представляется крайне важным учет этих обстоятельств при дальнейшей разработке политики. Определение национальной квалификации с помощью профессиональных стандартов должно стать основным условием включения квалификаций профессионального образования и обучения в национальную рамку. В практическом плане, помимо процедур сопряжения образовательных стандартов и программ с профессиональными стандартами, ключевой вопрос заключается в формировании собственного национального каталога квалификаций. Наличия в российской практике «квалификаций» среднего профессионального и высшего образования недостаточно.
 
Формирование каталога квалификаций, созданных на базе профессиональных стандартов, - исходная точка новой сертификации квалификаций. Структуры по сертификации квалификаций создаются для оценки и присвоения национально признанных квалификаций, освоенных в рамках как формального образования, так и неформального обучения и обучения в процессе труда. Важно, что в данном случае речь не идет о квалификациях, присуждаемых своим работникам самими организациями (например, в российской практике это тарифно-квалификационные разряды, а также сертификаты, вручаемые слушателям по результатам краткосрочного обучения).
 
Представляется, что работа, которую ведет Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации, может быть уточнена. Требуется определить, что сертифицирующие органы, создаваемые в рамках формирования «секторальных» советов по профессиональным квалификациям, должны быть ответственными за:
1)разработку и публикацию критериев сертификации квалификаций, основанных на рамке квалификаций и на профессиональных стандартах;
2)проведение оценки и присуждение квалификаций;
3)публикацию и распространение информации, относящейся к сертификации квалификаций.
 
Важно особо подчеркнуть, что сертификация в данной модели предполагается исключительно на базе квалификаций, внесенных в национальный каталог и, соответственно, разработанных на основе профессиональных стандартов и рамки квалификаций. Такой подход ограничивает контролируемый сегмент квалификаций, которые распознаются на национальном уровне, а значит, могут охватывать значительную часть работников и важны для рынка труда (и его отраслевых и профессиональных сегментов). Тем самым  относительно свободными от регулирования остаются оценка квалификаций самими организациями (аттестация персонала), дополнительные умения, приобретаемые работником в результате краткосрочного обучения, и т.д.
 
Не менее существенно, на наш взгляд, организовать практическую работу по профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения. Данный вид аккредитации есть способ оценки соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов. По сути, центральный вопрос, оцениваемый в ходе данных процедур, состоит в том, соответствуют ли результаты обучения, заложенные в программу, и индивидуальные достижения ее выпускников содержанию квалификаций, внесенных в национальный каталог.

 

 
Федор ПРОКОПОВ, д-р экон. наук, профессор, директор Института занятости и профессий НИУ ВШЭ,
ж. «Служба занятости». № 1, 2016 г.

+7(960) 889-10-01

5319933_flag

post-86-1202767580

НОВОСТИ

10.03.2018

Новые законы, вступившие в силу с 1 января 2018 года, направлены на улучшение уровня жизни россиян, упрощение некоторых бюрократических процедур, совершенствование коммерческой деятельности

26.01.2017

По данным Росстата, численность экономически активного населения, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2016 года составила 76,7 млн человек или 52% от общей численности населения страны. 4,1 млн человек или 5,4% экономически активного населения классифицировались как безработные.

01.11.2016

Медведев: Речь о введении налога на тунеядство не идет

17.04.2016
29.03.2016




Информеры - курсы валют